Историческая справка

История становления

     Института судебных приставов в России

«Ваш долг есть: сохранять законы.

  На лица сильных не взирать,

  Без помощи, без обороны

  Сирот и вдов не оставлять…»

 

 

Г.Р. Державин

губернатор Тамбовской области,
первый Российский министр юстиции

 

На протяжении всей истории институт судебных приставов в России способствовал развитию и становлению государственности и утверждению принципов справедливости.

Исторически появление исполнительного производства связано с тем, что отправление правосудия непременно предполагает, с одной стороны, чтобы для дачи объяснений и представления своих аргументов в суд вызывались обе стороны, а с другой стороны, чтобы исполнялись судебные решения.

История развития института судебных приставов как системы обеспечения исполнения судебных актов получила правовое оформление в XV веке в Новгороде и Пскове. 

Начальный период становления характеризуется крайне слабой организацией исполнения судебных решений. Процедура взыскания проводилась самим истцом, и лишь в сложных ситуациях он обращался к помощи властей.

В то же время наметились основные направления деятельности приставов: судебный пристав как должностное лицо, обеспечивал вызов в суд участников процесса, а также участие в проведении отдельных следственных действий (обыска, розыска имущества и т.п.).

Самое раннее письменное свидетельство о правосудии в России содержится в первой летописи – «Повесть временных лет».

 

 

 

Первым сборником  законов являлся единый свод, известный как  «Русская  Правда».

В ней впервые достаточно  подробно регламентировался состав суда, порядок судопроизводства (процесс) и определялся размер оплаты за действия судебных работников.

Русская Правда  предусматривала два главных наказания: денежный штраф или смертную казнь. Указание на штрафы содержали свыше 90% санкций, т.е. экономические меры воздействия уже в то время имели приоритетное значение. Исполнением судебных решений занимались отроки, мечники и детские князья. 

В московский период Российского государства престиж исполнителей судебных решений стал постепенно падать. Связано это, в первую очередь, с изменениями характера и содержания назначаемых наказаний. Эта тенденция сохраняется вплоть до XVIII века, когда полномочия судебных приставов отошли к ведению общей полиции.

Судебник 1497 года и Соборное уложение 1649 года существенно изменили соотношение имущественных и телесных наказаний в пользу последних. Таким сборником и явился Судебник Ивана III в 1497 году, который внес единообразие в судебную практику Русского государства, позволил сформировать основные организационно-правовые формы исполнения судебных решений. Из частноправового института исполнение судебных решений превращается в публично-правовой. Исполнение судебных решений становится функцией судебных чиновников – приставов. Именно в  судебнике 1497 года мы находим первое упоминание о приставах.

 

«О приставах.  Пристав, находящийся при суде наместника, за выполнение своих обязанностей взыскивает пошлину в виде хоженого и езда, размер которых устанавливается грамотами.

По  требованию пристава, посланного по искам к наместникам, волостелям, боярам или детям боярским и тиунам великого князя и доводчикам, последние обязаны своевременно явиться на суд, а при неявке лично послать кого-либо вместо себя».

 

В документальных актах периода феодальной раздробленности Руси, датированных  XV веком говорится о том, что судебные приставы призывались к исполнению своих обязанностей князем или городским вече, полномочия их были достаточно широки и, выражаясь современным языком, включали в себя элементы судебной и следственной деятельности. Уклонение от выполнения требований судебного пристава влекло для нарушителя соответствующую меру ответственности.

Согласно Псковской судной грамоте XVI века исполняли решения князя и его окружения Подвойские приставы и княжеские слуги. Интересно описание действий пристава, имевшего право совместно с истцом беспрепятственно приходить в чужое владение, искать и изымать имущество должника, а также осуществлять розыск вора, арест должника, а при воспрепятствовании действиям пристава со стороны вора, должника либо его родственников последний имел право принять меры физического воздействия вплоть до лишения жизни.

Соборным уложением 1649 года приставу как должностному лицу были предоставлены широкие полномочия и  окончательно закрепило за приставами функции исполнения судебных решений и обеспечения деятельности суда, обозначив тенденцию к увеличению у них полицейских функций. Подробно были регламентированы полномочия приставов по содействию в раскрытии преступлений и преданию обвиняемых суду, поддержанию основ государственного управления и общественного порядка, по обеспечению деятельности суда и ис­полнению его решений по гражданским делам.

Пристав доставлял повестки о вызове в суд, осуществлял принудительный привод ответчика, участвовал в выемке вещественных доказательств у обвиняемых, сторожил преступников, с которых взыскивались убытки, причиненные противоправным поведением.

В случае бегства грабителя имущественная ответственность возлагалась на пристава, не обеспечившего охрану задержанного.

Полномочия пристава были расширены на случай сопротивления должника, если должник «ухоронится» от него у себя в деревне или «учинится силен». В подобных случаях, приставу предоставлялось право «взять у воеводы стрельцов, пушкарей и защитников, сколько человек пригоже для ареста ослушника».

За ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подлежал дисциплинарной (отстранение от должности, увольнение со службы), уголовной (битье батогами и кнутом) и материальной (возмещение вреда) ответственности.

Социально-экономическое и политическое развитие страны во второй половине XVII века неизбежно вызывало к жизни новые законодательные акты, дополнявшие или изменявшие нормы Соборного уложения 1649 года. Подлинным новатором в реформе суда был Петр I.

К началу его царствования количество таких ак­тов, получивших наименование «новоуказные статьи», достигло свыше полутора тысяч.

Новоуказные статьи о разбойных делах (1649 год), Новоторговый устав (1667 год) и другие указы значительно дополнили нормы законодательства, регулировавшего исполнение судебных решений.

12 декабря 1717 года Указом Петра I № 3255 была образована Юстиц-коллегия. В Юстиц-коллегию вошел Урядный приказ, который осуществлял исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц Российского государства.

В ходе реформ начала XVIII века институт судебных приставов был упразднен. Функции по исполнению судебных решений и обеспечению судебного порядка возлагались на специальных служащих, состоящих при судах или органах управления: адъютантов, подьячих, секретарей и других.

Во второй половине XVIII века в ходе Екатерининских реформ институт приставов был возрожден. Однако приставы стали чиновниками другого ведомства. С введением Устава благочиния в 1782 году функции приставов окончательно перешли к полиции. В полицейских управлениях были введены специальные должности становых приставов, одной из основных функций которых было исполнение решений суда. В то же время на становых приставов возлагались и другие функции, непосредственно не связанные с их служебной деятельностью, что приводило к затягиванию процесса исполнения.

Судебные приставы состояли при кассационных департаментах  Правительствующего Сената, при судебных палатах  и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства и Учреждением судебных установлений.

Законодательство Российской империи устанавливало, что не все граждане могут быть судебными приставами.

Так, не могли быть судебными приставами:

лица, не достигшие двадцати одного года;

иностранные граждане;

лица, объявленные несостоятельными должниками;

лица, состоящие на службе у правительства или по выборам;

лица, подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния; а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;

лица, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, и те, кто, будучи под судом за такие преступления или проступки, не оправдан судебными приговорами;

исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;

лица, которым по суду «воспрещено хождение по чужим делам».

Кроме того, кандидат на должность судебного пристава вначале исполнял свои обязанности в течение одного года, а затем, при условии надлежащего исполнения своих обязанностей, утверждался в должности.

Судебные приставы имели право избирать  из своего состава совет в составе старшины и нескольких членов, без определенных сроков их полномочий. Судебные приставы могли ходатайствовать через свои советы о разрешении образовать им товарищества с круговой порукой друг за друга. Тем самым приставы принимали на себя ответственность за все убытки, которые могли быть причинены их действиями.

Расширялись и дисциплинарные права советов судебных приставов.

Они  получали возможность безапелляционно лишать приставов причитающегося  вознаграждения по таксе и штрафовать на суммы от 5 до 100 рублей, увольнять их на основании жалоб, удалять по неблагонадежности и неспособности, принимать на их место других и добавлять к штатным приставам внештатных, доводя о всякой перемене в составе приставов до сведения председателей и прокуроров судебной палаты.

Исполнительный лист выдавался судом, вынесшим решение, а затем передавался взыскателем председателю того окружного суда, в округе которого должно было  состояться исполнение решения. Ответчик извещался повесткой об исполнении. Судебный пристав производил опись и арест имущества должника, после чего оно продавалось с публичных торгов.

Следует  иметь ввиду, что  при  уездных судах, а также при губернских присутствиях волосных судов, верхних крестьянских судах не было судебных приставов. Их обязанности  исполнялись общей полицией или приставами окружных судов. Однако могли быть назначены судебные приставы при мировых съездах мировых судей.

Начало XIX века в России знаменовалось проведением ряда крупных преобразований, которые изменили систему управления государством. Среди этих реформ особое место занимает учреждение министерств. Среди восьми министерств, учрежденных Александром I , указом от 8 сентября 1802 года было учреждено и министерство юстиции.

Новшество в законодательную регламентацию деятельности чинов полиции по исполнению судебных решений было внесено изданными в 1832 году Сводом законов Российской империи и Положением о порядке описи, оценки и публичной продаже имуществ. Эти нормативные акты подробным образом регламентировали деятельность полиции по производству взысканий и применению мер принудительного исполнения. Мерами принудительного исполнения судебных решений по производству гражданских взысканий являлись: обращение взыскания на движимое и недвижимое имущество должника; вычет из жалованья, пенсионов и аренд; отработка долга.

К началу работ по подготовке Судебной реформы 1864 года стало ясно, что совмещение полицейских и судебно-вспомогательных функций на новом правовом поле не будет отвечать складывающимся общественным отношениям.

Именно тогда решено было возвратить институт судебных приставов, существовавший в то время уже во многих европейских государствах.

29 сентября 1862 года были утверждены «Основные положения преобразования судебной части», одиннадцать статей которых были посвящены исполнению судебных постановлений, возложенных на судебных приставов, состоящих при судах.

К 1863 году на базе «Основных положений преобразования судебной части» были подготовлены проекты Судебных уставов, которые были утверждены 20 ноября 1864 года. В России была установлена новая система исполнения судебных постановлений. Основными нормативными правовыми актами, регулировавшими организацию и деятельность судебных приставов, стали Учреждение судебных установлений (УСУ), Устав гражданского судопроизводства (УГС) и Устав уголовного судопроизводства.

Первый законодательный акт содержал нормы, опреде­лявшие правовой статус судебных приставов – основные права и обязанности; порядок назначения на должность; требования, предъявляемые к кандидатам, претендующим на должность пристава, а также виды и порядок наложения дисциплинарных взысканий. Устав гражданского судопроизводства регламентировал правовые основы деятельности судебных приставов. В нем устанавливался перечень мер принудительного исполнения и полномочия пристава при совершении исполнительных процедур.

 

 

Устав уголовного судопроизводства предусматривал следующие виды взысканий по уголовным делам: присужденные по заявленным в уголовном процессе гражданским искам о возмещении потерпевшему причиненного преступным деянием вреда и убытков; в части денежных взысканий с осужденного, наложенных в качестве меры наказания, а также о возмещении вреда, причиненного потерпевшему от преступления и судебных издержек.

20 ноября 1864 года Александр II подписал указ Сенату об утверждении судебных уставов. В результате были разработаны законы по судоустройству: Судебник, Судебный устав, «Судебные приставы и правила исполнительного производства по судебному уставу».

Именно 20 ноября 1864 года считается днем организации службы судебных приставов (судебной полиции), которая создавалась с целью исполнения судебных решений при Кассационном департаменте Правительствующего Сената, судебных палатах, окружных судах и мировых съездах.

Была образована система приставов: городские следственные приставы, в том числе судебные. От остальных последние отличались тем, что наряду с обязанностями, связанными с деятельностью суда, они должны были осуществлять привод, оповещение, а также взыскание денег с должников до решения суда, полномочия по исполнению судебных решений и определений, доставке сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе по исполнению распоряжений председательствующего в судебном заседании, а также несению некоторых других обязанностей по обеспечению нужд судов.

Штатная численность судебных приставов при каждом судебном месте определялась соответствующим руководителем.   В среднем  — 12 –18 приставов на губернию. Судебный пристав так и не стал центральной фигурой в деле исполнения приговоров и судебных решений в части имущественных взысканий. Да, наверное, и не мог стать, поскольку круг его полномочий был сильно ограничен, а круг обязанностей – очень широк.   

В обязанности судебных приставов, состоящих при кассационных департаментах Правительствующего сената и при судебных палатах, входило доставка и вручение судебных повесток «сообщение тяжущимся повесток и бумаг, по делам, производящихся в сих местах, и исполнение действий, поручаемых им от первоприсутствующего в кассационном департаменте или председателем судебной палаты». На судебных приставов, состоящих при окружных судах, кроме того, возлагалось исполнение судебных решений и некоторых других действий в пределах округа того суда, при котором они состоят. В число «отнесенных к их обязанностям действий» включались вызовы к торгам по имуществу несостоятельных должников (публикации в газетах, ведение торга с записью предложенных цен и оформлению покупки), арест имущества, задержание должника и другие подобные действия.

На судебного пристава при съездах мировых судей возлагалось принятие на сохранение денежных сумм и других ценностей, передаваемых в качестве наследства, и отсылка их наследникам по решению суда, кроме того,  вызовы к торгам по имуществу несостоятельных должников, арест имущества, задержание должника.

На судебных приставов возлагались обязанности по розыску должника, его имущества, по наложению ареста, поиску преступников и их доставке: для дальнейшего разбирательства в уполномоченных на то органах; обеспечение исполнения судебных решений, охрана порядка в зале судебного заседания, выполнение поручений председателя соответствующего суда («…исполнение действий, поручаемых им от первоприсутствующегося в кассационном департаменте  или председателем судебной палаты»).

Пристав как олицетворение эффективно действующей государственной власти был фигурой влиятельной, но и с течением времени — фигурой популярной.

В системе органов власти Царской России судебные приставы «избирались» для исполнения служебных обязанностей председателями соответствующих судов и обер-прокурорами Кассационных департаментов Правительствующего сената после «надлежащего удостоверения в благонадежной нравственности и способности кандидатов к исполнению принимаемых ими на себя обязанностей».

По Уставу о гражданской службе судебный пристав производился в классный чин, если по месту его работы удостоверялось исправное выполнение им своих обязанностей. Все производство проходило через Министерство юстиции, и получивший классный чин судебный пристав должен был носить форму этого министерства.

 

Приставы давали присягу «по вступлению на должность»:

«Обещаю и клянусь всемогущим Богом, перед святым его Евангелием и животворящим крестом Господним хранить верность его императорскому величеству государю императору, самодержцу всероссийскому, честно и добросовестно исполнять все обязанности принимаемой мною на себя должности и все относящиеся до сих обязанностей законы и правила, распоряжения и поручения, не превышать предоставленной мне власти и не причинять с умыслом никому ущерба или убытков. А напротив, вверяемые мне интересы ограждать как свои собственные, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на страшном суде его. В удостоверении сего целую слова и крест Спасителя моего. Аминь».

После принятия присяги на судебного пристава возлагался особый высеребренный знак - печать судебного пристава, а позднее — именные сведения.

После вручения знака судебному приставу выдавалось свидетельство о вступлении его в должность с указанием назначенного ему места жительства. Впоследствии в этом свидетельстве делались отметки обо всех переменах его места жительства.

Также судебному приставу вручалась печать с изображением герба судебного ведомства и надписью вокруг него, например: «Судебный пристав Кассационного департамента Правительствующего Сената».

Для всеобщего сведения публиковалась информация о назначении на должность судебного пристава. Как государственным служащим им устанавливались оклады, размеры которых зависели от классной должности и разряда.

Судебный пристав получал оклад, то есть ежегодное содержание, в рублях (серебром): чистого жалованья - 300 руб., столовых (на питание) – 150, квартирных (на оплату жилья) - 150 руб., всего 600 руб. в год. Кроме того, за исполнение своих обязанностей судебный пристав получал денежное вознаграждение по определенному тарифу (временной таксе), который утверждался Министерством юстиции и изменялся в законодательном порядке.

Интересным является тот факт, что, хотя на должности судебных приставов брали в основном представителей дворянства, унтер- и обер-офицерских детей, большинство их было из духовенства. Особое внимание уделялось чиновничеству как более профессионально подготовленным кадрам. Случайные люди, попав на эту службу, долго там не задерживались, так как работать приходилось много.

Кандидат на должность судебного пристава был обязан внести залог в размере 600 рублей. Эта сумма служила гарантом возмещения возможных убытков, которые могли быть причинены неправомерными действиями пристава.

Закон должным образом обеспечивал защиту лиц, исполнявших решение судов. Судебные приставы, наделенные особыми правами, имели некоторые преимущества перед чиновниками других ведомств. Так, в случае оказания судебному приставу сопротивления, он мог потребовать содействия полиции и даже военных властей, которые были обязаны оказать его «без промедления». За сопротивление при исполнении судебных постановлений виновные лица наказывались, в частности, «лишением всех прав состояния» и ссылкой на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет; ссылкой в Сибирь на поселение, отдачей в арестантские роты и т.п.

Суд наблюдал за правильностью действий судебных приставов, требовал от них строгой отчетности как денежной, так и по делопроизводству, и привлекал их к ответственности за упущения и злоупотребления по службе. Пристав не имел права «принимать на себя каких-либо действий, касающихся его жены, или же родственников его до четвертой и свойственников до второй степени включительно».

В целом российское законодательство о правовом статусе судебных приставов империи было одним из самых разработанных в Европе второй половины XIX века.

 

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

В подобном статусе институт судебных приставов как система обеспечения исполнения судебных актов просуществовал до начала ХХ века и был упразднен Декретом Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 года одновременно с роспуском судебных учреждений и иных государственных органов Российской Империи. Судебная система Российской Империи фактически перестала существовать.

В то же время судебным приставам, как и другим «канцелярским чиновникам упраздненных учреждений предписывается оставаться на своих местах и под общим руководством комиссаров исполнять все необходимые работы по направлению неоконченных дел, а равно и давать, в назначенные дни, заинтересованным лицам справки о положении их дел». Но и они вскоре остались без работы. Порядок в местных судах и других судебных органах обеспечивается вначале красной гвардией, а затем и местной милицией. Она же осуществляла вручение судебных повесток, а также исполняла судебные приговоры. Решения по гражданским делам и различного рода денежные взыскания возлагались на судебных исполнителей, о которых говорится в Положении о народном суде РСФСР, принятом Декретом ВЦИК от               30 ноября 1918 года.

В 20-е годы XX века функции судебного исполнения  выполняли судебные исполнители, состоящие при судах, находясь в двойном подчинении органов юстиции и судов. Служба судебного исполнения работала достаточно активно в связи с оживлением гражданского оборота.

Судебным  исполнителем мог быть назначен гражданин, пользующийся избирательными правами, если он прослужил в течение года на какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при губернском суде.

Судебные исполнители назначались на должность и увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда. Судебные исполнители исполняли решение судов и судебные приказы  по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решение арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты.

За исполнение судебных решений и других актов исполнители взыскивали сборы по установленным таксам, которые подразделялись следующим образом: 75 % шло в доход государства, 25 % - в общий фонд вознаграждений судебных исполнителей данной губернии или других лиц, фактически исполняющих решение.

В последующем порядок исполнения регламентировался в ГПК РСФСР 1964 года Инструкциями  Министерства юстиции СССР о порядке исполнения судебных решений от 24.04.1973 года и об исполнительном производстве от 15.11.1985 года. В тот период окончательно и   сложилась  действующая  до середины 90-х годов XX века система исполнительного производства СССР и России.

СОВРЕМЕННОСТЬ

Радикальные перемены в государственном устройстве российского общества, экономические преобразования, реформа правовой системы поставили перед органами исполнения судебных решений в части имущественных взысканий новые задачи. К этому добавилась необходимость обеспечения действенного порядка в залах судебного заседания, реальных гарантий безопасности судьям, заседателям, всем участникам процесса, выполнение целого ряда других операций по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Но возможности судебных исполнителей не позволяли обеспечить решение этого комплекса проблем. 

На протяжении восьмидесяти лет в Российской Федерации функции обеспечения порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников процесса возлагались на советскую милицию.

Выделение  службы в самостоятельную структуру в составе Министерства юстиции  связано с общим реформированием судебной системы, начавшимся в 1991 году.

С распадом Союза ситуация фактически не изменилась. Новый закон РСФСР «О милиции», принятый 18 апреля 1991 года, к обязанностям милиции общественной безопасности отнес исполнение в пределах своей компетенции определений судов и постановлений судей о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, и оказание содействия судебным органам в производстве отдельных процессуальных действий.

Последующие изменения в политическом и государственном устройстве России обусловили принятие решения об упразднении исчерпавшего себя института судебных исполнителей и учреждении в России специальной службы, действующей на принципиально иных организационно-правовых началах — Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации.

Впервые термин «судебный пристав» появился вновь в современном законодательстве после принятия Федерального конституционного закона   «О Конституционном суде РФ», по которому поддержание порядка в заседании Конституционного суда РФ возлагалось на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих.

Возрождение института судебных приставов есть в определенной степени возврат к той российской  юридической  традиции, которая существовала до событий 1917 года. Новые судебные приставы – это в какой-то  мере есть «наследники» известного института судебных приставов,  существовавшего  ранее в России. На  них возлагаются функции по принудительному исполнению актов  Конституционного суда РФ.

Принимаются два федеральных закона – от 21 июля 1997 года № 118 –ФЗ «О судебных приставах» и 21 июля 1997 года № 119- ФЗ «Об исполнительном производстве». Это два взаимосвязанных закона: один обеспечивает создание службы судебных приставов и организационные начала их деятельности, другой – определяет порядок и условия принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, которые согласно федеральным законам подлежат принудительному исполнению. С этого периода и начинается отсчет становления службы судебных приставов.

Система  судебных исполнителей была преобразована в качественно  новую структуру-службу судебных приставов Министерства юстиции РФ, а судебные приставы-исполнители наделены более широкими полномочиями по принудительному исполнению. Это позволило службе судебных приставов занять достойное место в системе правоохранительных органов  РФ, а  судебному приставу - стать уважаемым, квалифицированным и авторитетным представителем корпуса профессиональных юристов.

Одной из основных задач, проводимой в 2003-2004 годах административной реформы в Российской Федерации являлось повышение эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации. В рамках этой реформы Указом Президента РФ от 20 мая 2004 года № 649 «Вопросы структуры Федеральных органов исполнительной власти» была утверждена новая структура Федеральных органов исполнительной власти.

В результате реорганизации органов Министерства юстиции РФ во исполнение Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» был образован орган исполнительной власти – Федеральная служба судебных приставов, подведомственная Минюсту России.

Служба судебных приставов включает в себя  две категории должностных лиц: судебных приставов по обеспечению  установленного порядка  деятельности судов и судебных приставов – исполнителей.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов обеспечивают в судах безопасность судей, заседателей участников судебного процесса и свидетелей, обеспечивают охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, осуществляют привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или  к судебному приставу-исполнителю.

Приоритетным направлением деятельности судебных приставов-исполнителей является  принудительное исполнение судебных решений и иных уполномоченных органов.

Служба занимается взысканием задолженности по налогам и сборам.

Федеральная служба судебных приставов относится к органам дознания (ФЗ от 14.03.2009 № 38-ФЗ), дознание производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 294 (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования), ст. 297 (неуважение к суду), ч. 1 ст. 311 (разглашение данных предварительного расследования), ст. 312 (незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации), ст. 315 (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) и ст. 177 (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности) Уголовного кодекса РФ.

Кроме того, судебные приставы вправе правомочна составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных 12 статьями КОАП РФ и по 2 составам КОАП РФ выносить постановления о наложении штрафа. 

Говоря, о полномочиях  судебных приставов-исполнителей можно выделить следующие рычаги  воздействия, которыми они обладают: имеют право принимать на исполнение судебные акты и акты других органов; возбуждать исполнительное производство; разыскивать, изымать, передавать на хранение, реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота; получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию; налагать арест на денежные средства и ценности, в том числе и находящиеся на счетах в банках, для того, чтобы обеспечить иск, который подан взыскателем; ограничивать права должника на выезд за границу; входить в жилые, нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником без его согласия и другие.

30 января 2006 года Президент РФ В.В. Путин  подписал Указ и Положение об утверждении геральдического знака - эмблемы и знамени - Федеральной службы судебных приставов РФ.

Эмблемой ФССП стал золотой двуглавый орел, увенчанный одной большой и двумя маленькими коронами, соединенными темно-зеленой лентой. В правой лапе орла - серебряный свиток с печатью, в левой - серебряный ликторский пучок. На груди орла - фигурный щит с полем темно-зеленого цвета, на котором изображен «столп Закона».

 

 

Знаменем ФССП утверждено темно-зеленое полотнище с государственным флагом РФ в левом верхнем углу. В его правой половине ближе к нижнему краю располагается эмблема ФССП.

 

 

Сегодня Управление Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области является территориальным органом Федеральной службы судебных приставов, структурой федерального значения.

 

Ведомственные награды Федеральной службы судебных приставов

(Учреждены Приказом Федеральной службы судебных

приставов РФ от 26 июля 2006 года № 89)

 

Ведомственные награды Федеральной службы судебных приставов являются формой поощрения работников ФССП России за высокие достижения в служебной деятельности, а также лиц, оказавших содействие в решении задач, возложенных на ФССП России.

 

Медаль «За вклад в развитие
Федеральной службы судебных приставов»

1. Медаль Федеральной службы судебных приставов «За вклад в развитие Федеральной службы судебных приставов» является наградой ФССП России.

2. Медалью «За вклад в развитие Федеральной службы судебных приставов» награждаются:

- государственные гражданские служащие и иные работники центрального аппарата и территориальных органов ФССП России за высокие достижения в служебной деятельности;

- иные лица, оказавшие содействие развитию и совершенствованию Федеральной службы судебных приставов, укреплению сотрудничества между ФССП России и другими органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и способствовавшие успешному выполнению задач, возложенных на ФССП России.

 

 

 

Медаль «За заслуги»

 

1. Медаль Федеральной службы судебных приставов «За заслуги» является наградой ФССП России.

2. Медалью «За заслуги» награждаются:

- государственные гражданские служащие и иные работники центрального аппарата и территориальных органов ФССП России за инициативу, усердие, самоотверженность и отличие при исполнении служебных и трудовых обязанностей;

- иные лица, внесшие большой личный вклад в решение возложенных на ФССП России задач.

 

 

 

Медаль «Ветеран Федеральной службы судебных приставов»

 

1. Медаль Федеральной службы судебных приставов «Ветеран Федеральной службы судебных приставов» является наградой ФССП России.

2. Медалью «Ветеран Федеральной службы судебных приставов» награждаются:

- государственные гражданские служащие и иные работники центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, добросовестно проработавшие не менее 25 лет в календарном исчислении (в выслугу лет учитывается военная служба или служба в федеральных органах исполнительной власти, иных органах, где предусмотрено присвоение воинских (специальных) званий и классных чинов);

- иные лица, ранее работавшие в Федеральной службе судебных приставов не менее 25 лет.

 

 

Медаль А.Ф.Кони

Медалью награждаются работники Министерства Юстиции РФ за особые заслуги

 

 

 

 

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 02:56 / 03 апреля 2016 13:45

Версия для печати